Sakura-kai logo

Четыре благородных растения - орхидея, бамбук, слива и хризантема Галерея

В традиции китайской и японской живописи считается, что освоение изображения орхидей, бамбука, сливы и хризантемы, это закладка прочного фундамента, помогающая ученикам освоить приемы живописи необходимые для дальнейшего обучения.
  Орхидея, бамбук, слива и хризантема получили название «четырех благородных» и их свойства соответствуют чертам благородного человека согласно конфуцианской традиции. «Благородный человек (君子), это человек высших моральных качеств, человек чести в котором сочетаются все добродетели конфуцианского учения.
Вот, что пишет о четырех благородных японский художник Ямада Садами:
  Орхидея расцветает в глубоких горных ущельях, как бы прячась от суетного мира, своим благоуханием исцеляет людей. Изящные листья, подчиняясь утонченному ритму грациозно окружают цветок.
Орхидея не создана для суетного мира, цветок ее не броский, ветер и роса пропитаны ее чистым, неземным ароматом, она есть воплощение благородной красоты. Среди четырех благородных она отличается изящной недосказанностью и чистотой. Существует много сортов орхидеи, но традиционно в живописи изображается весенняя и осенняя орхидея. Листья весенней орхидеи тонкие, на одном стебле распускается один цветок. У осенней орхидеи на одном стебле распускается от 5 до 10 цветков. Хоть 2 вида орхидеи и схожи между собой, осенняя орхидея не обладает прекрасным ароматом как весенняя листья ее грубее и ей не присуща изысканность весенних цветов.
  Бамбук. Наряду с сосной и сливой, один из 3-х друзей зимы символизирует чистосердечность и стойкость. Ствол бамбука сравнивают с яшмой, он обладает силой противостоять дождю и снегу, гнется от урагана, но не ломается, внутри пуст и тверд в сочленениях, как будто остается сохраняет уверенность и присутствие духа. Чужд излишнему украшательству, всегда свежий, как драгоценный аквамарин, все четыре сезона его ствол остается неизменно прекрасным как яшма. Бамбук уподобляют постоянству и верности почитаемого в старину благородному человеку, который, даже подвергаясь нападкам зла остается чистым сердцем. Его качества больше других соответствуют облику благородному человеку.
  Слива. Слива противостоит холоду суровой зимы, снегу и инею и хранит весну в своих почках. Ее благоухающие цветы распускаются, как предвестник расцвета тысячи цветов. Прочный ствол подобен дракону, лежащему на снегу и преисполнен достоинства, как горный маг отшельник с железным посохом. Не слива распускается, потому что приходит весна, а весна приходит, потому что распускается слива. Цветы сливы могут быть красными и белыми, с простыми лепестками и махровыми. Чистый аромат белой сливы выводит за пределы суетного мира. С древних времен изображается как одно из 4-х благородных растений, В старину художники, рисуя сливу не стремились сделать ее точное изображение, а считалось важным передать ее дух.
  Хризантема. Красоту цветов хризантемы с давних времен воспевали поэты и художники. Хризантема цветет и весной, и летом, но предпочтение отдается осенней хризантеме. осенью, когда уже увядают другие цветы и ложится иней расцветает хризантема. Ее цветы не боятся заморозков и снега. Почитается осенняя хризантемы, как символ возвышенного одиночества. Среди покрытых инеем засохших растений хризантема, не теряющая своего достоинства. В 9-й день 9-го месяца по лунному календарю есть обычай пить продлевающее жизнь хризантемовое вино.
Цветы хризантемы могут быть белыми, желтыми, фиолетовыми и других цветов. Если рассмотреть Цвета пяти элементов, то желтый цвет, находится в центре. Зеленый соответствует востоку, красный югу, белый западу и черный северу. Соответственно, желтый, находящийся в середине – лучший цвет. Поэтому желтая хризантема почитается больше других. Говорят, что осенью сияют золотые цветы.
  Слива и хризантема считаются подобными благородному человеку и с древних времен в Китае выдающиеся люди любили эти цветы и ценили их красоту.
       (перевод Татьяны Сальниковой)

Пейзаж Галерея

Когда мы говорим о пейзаже, то представляем картины с дикой или преображённой человеком природы. Пейзажная живопись Востока и Запада отличается во многом, а скорее всего во всем.В западной живописи до 19 в. пейзаж считался второстепенным жанром, художники рисовали картины на исторические и религиозные темы, где на заднем плане были картины реальной местности. Возраст пейзажной живописи Востока-2000 лет, ее корни в дзен буддизме, картины тушью китайских мастеров изображали традиционные пейзажи горы-вода (голубое-зеленое), эти два начала были важнейшими в пейзаже, считались самым высоким искусством. Самые ранние пейзажи на шёлке относятся к 220г. – 589 г. н.э. В отдельный жанр пейзаж выделился в период с 6-го по 10-й век н.э., а в 11 в. стал важнейшим в китайской живописи. Восточные художники были и поэтами, и философами,и каллиграфами, их картины были воображением, фантазией и давали возможность созерцающим их видеть в обилии пустоты глубокий смысл.
Например, любующийся красотой водопада, погрузившийся в созерцание «небесной реки», слушающий звуки падающей воды, способен пережить озарение. Другой пример-туман и облака(небесные горы), считается, что научившийся их рисовать, сумеет изобразить утончённый исток всех вещей, т. к. подобно воде, облака являются символом духовной свободы и непривязанности. Восточная живопись стремилась не к эстетике, а нравственному совершенствованию личности, к изображению не красот природы, а определённых философских идей, данной истины.
Пейзажные картины Древнего Китая признаны выдающимся вкладом в мировое искусство. Любимые пейзажи-это ландшафты с крутыми горными вершинами, водопады, туманы, сосны, бамбук, часто на пейзаже присутствуют одинокие фигуры отшельников, путешественников, рыбаков, философов, практикующихся в четырех самых почитаемых искусствах - живописи, поэзии, музыке и каллиграфии.
Японская пейзажная живопись тушью(сансуйга, сан-гора+суй-вода+га-картина) имела корни китайские, но впоследствии развивалась независимо и ассоциировалась, как живопись тушью в черно- серых тонах.Ранние японские пейзажи изображают нагромождение гор, глубоких ущелий-сюжеты, свойственные китайским мастерам. Позднее наряду с китайским появился свой японский стиль суйбокуга. Сэссю(1420-1506) первым стал рисовать реальные японские ландшафты, знаменита его картина «Аманохасидатэ». С помощью различных оттенков туши передаётся вся палитра цветов окружающего мира, как на чёрно-белой фотографии. Современные пейзажи отражают реальный объект, существующее место, но традиционный философский пейзаж остается по-прежнему популярным.

Цветы, птицы, рыбы и насекомые Галерея

Рисовать цветы, как отдельный вид живописи, в Китае начали в Эпоху пяти династий и десяти царств(907г-960г). Вместе с цветами на свитках появились и птицы. Такой живописью занимались профессиональные и придворные художники.
В Японии картина, изображающая цветы, птиц, а также насекомых и рыб, называется катега. Самое величайшее произведение катега -это созданные за 10 лет 30 свитков "Разнообразие живого мира" работы Ито Дзякутю в эпоху Эдо.В восточной культуре каждый цветок, птица, животное,насекомое, даже звук и запах имеют свое духовное начало и связаны с определенным временем или месяцем года.Смена времен года, соответствующие комбинации цветов и птиц, флоры и фауны-одна из основных тем в культуре Японии,а сборник киго-это перечень выражений, символов, всего живого и неживого по временам года.
Краткое хрупкое цветение сакуры символизирует мимолетность жизни и весну. Вечнозеленая сосна олицетворяет долголетие, добродетель и удачу, это символ зимы и Нового года. Глициния рисуется много столетий, ассоциация с весной-началом лета, гортензия-это дождивый июнь, а красные листья клена-октябрь, ноябрь. Хризантема(кику-япон.), эмблема,герб императорского дома,олицетворяет счастье и долголетие, символ осени.Растущий из грязи на дне пруда цветок лотоса символизирует путь к спасению и быстротечность, лето. Пион, королевский цветок, символизирует императорскую власть и богатство, также воплощает весну и женскую добродетель.
Бабочки-души живых и умерших, радость и долголетие, весна. Карп-достойный воин, качество, желаемое для мальчиков, символ фестиваля День мальчиков 5 мая. Журавль-долголетие и удача, самый популярный в оригами, традиция делать тысячу журавликов для исполнения желания, символ Нового года и свадебной церемонии. Стрекоза-военный успех, победа, конец лета-начало осени.В Японии 27 видов лягушек, весна, т к основная с/х культура рис выращивается в воде, то лягушки приносят удачу, любимое живое существо в поэзии и искусстве. Паук-символ индустрии, предсказание гостя-хорошего друга, весна. Ласточка, ранняя весна, удача,верность и много детей в браке. Черепаха, символ долголетия, весна и лето.
Четыре растения-слива, бамбук, дикая орхидея и хризантема имеют особый статус в живописи-это Четыре Благородных Господина, т к для их изображения тушью используются четыре базовых мазка. Четыре Благородных Господина являются излюбленными мотивами, каждое из этих растений соотносится с определённым присущим настоящим господам качеством характера.

Люди и животные Галерея

На Востоке с давних пор изображали людей и животных. Люди нередко были частью пейзажа, иногда скрытыми за деревьями или камнями, изображены сзади, а подчас и вовсе лишены лиц, играя второстепенную роль в сюжете.
Свиток «87 небожителей» Годоугена на почти 3 м свитке изображает 87 таоистских бессмертных небожителей, обликом напоминающих живущих на земле людей. Первый японский художник суйбокуга Као Нинга рисовал портреты и фигуры дзенских монахов. Часто встречались в живописи изображения знатных людей, а также бодисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн.
В эпоху Эдо и Мейджи появился новый стиль-фузокуга, отображающий в искусстве жизнь простых людей, крестьян, артистов, торговцев, проституток.«Пастушок играющий на флейте», «Майко из Киото», «Вечерняя прохлада» В живописи появился юмор, «Восемь пьяных поэтов» Икено Тайга показывают аморальность поэтов.
Хасимото Кансэцу достиг совершенства в изображении животных, многие их которых жили в его усадьбе. Например,«Летний вечер», «Старая обезьяна». В восточной живописи очень часто появляется мифическое животное дракон, существовал даже специальный жанр рисования драконов. Восточный дракон в отличие от западного великодушный, защитник, приносит богатство и удачу.Люди, рожденные под знаком дракона, считаются умными и гордыми. Все остальные животные из зодиака также популярны для сюжетов, каждое животное награждено добрыми положительными качествами, например, тигр смел, лошадь энергична, собака верна, бык честен и т.д.

Благоприятные символысуйбокуга

Молоток счастья
Молоток счастья
Преподаватель: Елена Комягина

Аналог волшебной палочки. Молоток принадлежит одному из 7 богов счастья – Дайкокутэн (бог богатства). Молоток состоит из рукоятки и колотушки. На боковой стороне колотушки узор в виде цветка. Размахивая этим молотком можно исполнить любое желание. На тыльной стороне колотушки нарисован узор в виде волшебного шара – буддийский символ шар с языками пламени (магический символ исполнения желаний).

Тыква-горлянка
Тыква-горлянка
Преподаватель: Елена Комягина

С древних времен её используют как сосуд для сакэ или декоративную вещь. В китайский легенде о двух прародителях китайского народа, рассказывается о том, что во время Великого Потопа они спаслись на тыкве-горлянке. Поэтому она ассоциируется с сотворением мира.

Золотая рыбка
Золотая рыбка
Преподаватель: Елена Комягина

Означает состояние достатка и счастья. Яркая расцветка рыбок часто используется в дизайне предметов декоративно-прикладного искусства.

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2022 All rights reserved