Японские и китайские печати – ханко (hanko) являются аналогом европейской подписи.

печать инкан |
Есть обычные печати инкан (inkan), продающиеся в канцелярских и художественных магазинах. Каждый может купить печать со своим именем и фамилией и «подписывать» ею письма и неофициальные документы. Это могут быть печати, вырезанные при помощи стандартных стилей написания иероглифов, или каной.
|
 печать тэнкоку
|
Уникальные личные именные печати тэнкоку (tenkoku) с иероглифами в стиле «тэнсё» (tensho) вырезаются на заказ, регистрируются и используются для подписания официальных документов. Художники и каллиграфы также «подписывают» такими печатями тэнкоку свои работы. |
Обычно печати вырезаются из мыльного камня (стеатит). Реже для изготовления печатей применяют и другие материалы: бамбук, дерево, полудрагоценные камни, кость. Для оттиска применяется паста из красной киновари, и различные приспособления, чтобы печать стояла ровно, и оттиск был четким. |
 паста для печати |
 Мыльный камень |
 подушка для четкого оттиска |
 линейка для ровного оттиска |
В современных школах суйбокуга существует несколько значимых традиций и правил получения личной печати. |
Выбирая Учителя, Ученик может ходить на занятия к нескольким сэнсэям, чтобы понять, какая школа ему ближе. Выбрав Сэнсэя, Ученик продолжает учиться только у него, по его уникальной программе. Если Сэнсэй решает, что Ученик достиг определенного уровня мастерства, он дает Ученику творческий псевдоним. |
Этот псевдоним состоит из двух иероглифов. Один – иероглиф из имени Учителя, второй - иероглиф Ученика. Таким образом, Сэнсэй подтверждает, что это его Ученик, и он несет свою меру ответственности за его работы. Кроме того, это позволяет определить принадлежность к школе и преемственность. |
До присвоения псевдонима Ученик может сменить Учителя. Принимая псевдоним и получая ученическую печать, он подтверждает свою принадлежность школе. |
Затем, продолжая совершенствоваться, Ученик может, сдав экзамен, получить печать мастера с тем же творческим псевдонимом, дающую право преподавания. |
Нужно отметить, что при помощи тэнсё пишется именно творческий псевдоним европейских мастеров суйбокуга. Европейские имена пишутся только каной. |
Печать ставится на готовые авторские работы. Если Ученик показывает работу Учителю, спрашивая совета, на ней еще не должно быть печати. Печать не ставится на работу, исправленную рукой Учителя. Печать не ставится на копии, выполненные с работ других мастеров. |
Продумывая работу, следует сразу предусмотреть место для печати, являющейся полноправной частью композиции. Часто печать на японской работе ставится в левом нижнем углу, но это не догма, все зависит от замысла автора. |
Cтили написания иероглифов Кандзи (kanji) – китайские иероглифы, (каждый знак имеет собственное значение), используемые в японской письменности. Наряду с кандзи используются также азбуки хирагана (hiragana) и катакана (katakana), вместе составляющиe систему каны - упрощенных знаков, служащих для записи слов, которых нет в кандзи, также японская письменность использует ромадзи (romanji) – латинский алфавит.
В настоящее время 2146 знаков кандзи объявлены «знаками повседневного использования». Это значительно меньше, чем например 6000 знаков кандзи, которые необходимо знать для прохождения теста высшего уровня, предлагаемого японским правительством.
Существует несколько стилей написания кандзи: |
 |
Кайсё (kaisho) – стандартный стиль. Кисть отрывается от бумаги после каждого штриха. Можно сравнить с написанием латинских букв печатным шрифтом. Используется при обучении, в прессе, средствах массовой информации. |
 | Гёсё (gyousho) - полукурсив. Кисть отрывается от бумаги реже, чем при стандартном стиле. Второй наиболее распространенный стиль. Большинство людей в Японии и Китае читают тексты, написанные таким стилем. |
 | Сосё (sousho) - курсив. Рукописный стиль, кисть почти не отрывается от бумаги, знаки абстрактны. Прочесть тексты написанные таким стилем могут в основном люди, занимающиеся каллиграфией. |
 | Рейсё (reysho) – древний стиль восходящий ко временам династии Хань (202 до н.э - 220 н. э.). Практически не используется в повседневной жизни. Владеют им в основном мастера художественной каллиграфии. |
 | Тэнсё (tensho)– древний стиль написания иероглифов, который восходит к династии Цинь (221-206 г до н.э.) Этот стиль характеризуется штрихами одинаковой толщины, прямоугольной формой знаков в пропорции 3:2. и сдержанной изысканностью. Используется только для официальных именных печатей. |