Sakura-kai logo

Четыре драгоценности кабинетаsuibokuga,paper

"Четыре драгоценности кабинета" - так почтительно называют четыре основных инструмента мастера суйбокуга, сумие и каллиграфии, выбору и бережному использованию этих четырех драгоценностей уделяется особое внимание.
Следующая драгоценность - бумага или по-японски "васи".

История производства бумаги
Считалось, что бумага была изобретена в Китае Цай Лунем в 105 г н.э. В качестве сырья он использовал кору (луб) шелковицы, волокна конопли и остатки старых рыболовных сетей. Однако, при раскопках в северной провинции Китая была обнаружена бумага, изготовленная на 200 лет раньше.
В эпоху Тан (618 – 907 гг.) в провинции Аньхой, на востоке Китая для производства бумаги стали использовать кору «голубого сандала», получая бумагу высокого качества. Бумагу называли сенси, xuanzhi (по кит), (senshi 宣纸), по имени города Сюаньчэн, где тогда находилось производство.
Бамбук использовали в производстве бумаги с середины династии Тан, хотя он получил широкое использование в качестве заменителя конопли и ротанга(вид пальмы, растущий в Юго-Восточной Азии) в эпоху Южной династии Сун (1127-1279 гг.). В эпоху Северная Сун (960 – 1127 гг.) в процессе производства стали применять рисовую солому. Благодаря распространению каллиграфии и суми-э увеличивается производство бумаги сенси. В нее стали добавлять пульпу из соломы, бамбука, шелковицы.
Именно бумага сенси стала называться «рисовой», хотя основным компонентом ее является другое сырье.
Искусство производства бумаги распространилось в Корею, а потом в Японию. В японских хрониках "Нихон секи" (Nihon Shoki) указано, что буддистский монах из Кореи по имени Донтё привез технологию изготовления бумаги и туши в Японию в 610 г. Принц регент Сётоку Тайси призвал японских ремесленников улучшить качество китайской бумаги и использовать в производстве бумаги волокна кодзо (шелковица бамажная). Коноплю и кодзо стали выращивать в больших масштабах, и производство бумаги распространилось по всей стране. Через 50 лет японские ремесленники производили 80 видов бумаги.
В период Нара (710 - 794 гг.), во время правления императрицы Сётоку был напечатан один миллион «Хякуманто дхарани» («Hyakumanto dharani») – оберегающих буддийских заклинаний дхарани. В 770 г. текст был отпечатан ксилографическим способом и вложен в деревянные модели пагод высотой 21.5 см. Это был первый печатный текст на бумаге.
Полученная в Японии бумага была лучшего качества, чем китайская. Ее стали называть васи (和紙, 和 - ва, Япония, 紙 -си, бумага). В качестве основы для ее изготовления помимо кодзо стали применять волокна мицумата и гампи.
В эпоху Хэйан (794 – 1185 гг.) бумага приобрела необыкновенную популярность при императорском дворе и в повседневной жизни.
Японская бумага васи благодаря своей прочности, натуральному цвету и лоску, полупрозрачной поверхности, через которую просматриваются волокна, известна в мире, как бумага превосходного качества. Секрет ее изготовления передавался из поколения в поколение. Эта бумага не только качественная и красивая, но и передает душу мастера, поэтому васи является неотъемлемой частью японской культуры.

Сырье для японской бумаги васи.
С давних времен для производства японской бумага васи используются растения, которые дают качественное длинное волокно.
К таким растениям относятся шелковица бумажная кодзо ( Broussonetia papyrifera) , полукастарниковая викстремия гампи (Diplomorpha sikokiana), эдгевортия бумажная мицумата (Edgeworthia papyrifera), пенька или конопля посевная аса (Cannabis sativa).

Кодзогами,шелковица,Broussonetia papyriferaБумага из шелковицы бумажной. Кодзогами (楮紙, 楮 шелковица - 紙 бумага)
В производстве бумаги кодзогами используется луб (кора) шелковицы.
Впервые кодзо стали использовать в бумажном производстве в Китае со 2 века нашей эры. Кодзогами является самым распространенным типом бумаги васи в Японии. Волокна её отличаются длиной (5-20 мм) и толщиной. Прочность такой бумаги близка больше к ткани, а поверхность пористая и шероховатая.
Больше половины шелковичных деревьев растет в префектуре Коути, остальная часть мастерских васи располагаются в префектуре Ибараки, Симане, Нагано и Фукуока. Так как в разных регионах деревья отличаются, то цвет и качество бумаги тоже различаются.

Мицуматагами,Эдгевортия бумажная, Edgeworthia chrysanthaБумага из мицумата. Мицуматагами (三椏紙)
Эдгевортия бумажная была завезена из Китая, легко поддавалась культивации и широко распространилась в Японии в период Эдо(1603 — 1868 гг.) Сырьем для производства мицуматагами служит нежная кора растения. Длина волокон от 2-4 мм. В период Мейдзи (1867 - 1912 гг.) стали отбеливать бумагу, чтобы получить глянцевую поверхность. Бумага настолько прочная, что применяется при печатании бумажных денег с периода Мейдзи.

DiplomorphaБумага из гампи. Ганписи (雁皮紙)
Использование коры (луба) гампи началось еще в периоде Нара (710 – 793 гг.) Длина волокон 2-5 мм. Это великолепная бумага высокого качества,устойчивая к воздействию времени, влаги и насекомых. Имеет гладкую глянцевую поверхность, сравнимую с шелком , по которой прекрасно скользит кисть. В период Хейан дворцовая знать оценила эти свойства и использовала гамписи для обмена письмами и написания поем вака.
Гампи –дикорастущее растение, которое трудно культивировать. Ганписи производилось всегда в меньшем количестве, чем кодзогами. Из 10 регионов, в которых производилась бумага гамписи, остались в настоящее время только 2 места (в префектуре Фукуи и в Осаке)
В 14-15 веках, в период Камакура и Муромати появилось 2 типа бумаги гамписи: торинокогами (鳥の子紙) и маниаигами (間似合紙). Torinoko означает "куриные яйца", цвет бумаги был похож на цвет яичной скорлупы. Ториноко классифицировалась по количеству гампи. Самое высое качество у бумаги из чистого гампи. В наши дни она используется для реставрационных работ.
По мере добавления мицумата, качество бумаги снижалось.Толстая бумага, известная просто как ториноко или ацуё (atsuyou 厚 様), используется для раздвижных дверей фусума, оригами, дощечек для живописи и каллиграфии - сикиси ( 色 纸) и танзаку (短 册), суми-э.
Мaниаигами - шероховатая бумаге низкого качества, которая используется для скрепления двигающих порций перегородок фусума или в ширмах бёбу.

Cannabis sativaБумага из пеньки, конопли. Маси (麻紙, 麻-аса, конопля 紙-си, бумага)
Бумага маси считается самой древней бумагой, изготовленной в Японии. Длина пеньковых волокон достигает 25 мм. Бумага высокого качества- прочная, гибкая, глянцевая. Ее использовали для копировании сутр, поэзии. До наших времен сохранились документы и сутры на маси времен Суй (581-618гг.) и Тан и периода Нары и Хейан.
Производство маси постепенно снижается из-за отсутствия сырья и низкой эффективности.

Сырье для бумаги сенси, хuanzhi (по кит.) (senshi 宣紙), производимой в Китае
PteroceltisБумага из коры птероцелтиса. Сенси(宣紙)
Pteroceltis tatarinowii Maxim, общепринятое название «голубой сандал» растет в северных и центральных районах Китая, длина его волокон от 1 до 4 мм. Сенси долгое время являлась единственной бумагой высочайшего качества, как в Китае, так и в Японии. Белая мягкая бумага сохраняет цвета краски и туши. В настоящее время при производстве этой бумаги волокна птероцелтис комбинируют с волокнами других растений - рисовой соломы, бамбука, шелковицы бумажной.
В Японии растение не растет, попытки культивировать оказались безуспешными. Японские производители бумаги были вынуждены искать замену из другого сырья.

bambooБумага из волокон бамбука. Тоси (唐紙, 唐 то, Китай - 紙 си, бумага)
Длина волокон 1.5-4мм.
Gramineae Bambusa Arundinacea, встречается повсеместно в Китае и в Японии, быстро растет и возобновляется, поэтому является источником дешевого сырья. Используется как самостоятельно, так и в качестве добавок к бумаге с длинными лубяными волокнами (таким как кодзо) для улучшения «нидзими»
Тоси - это недорогая бумага, производимая в Китае. Цвет желто-коричневый, характеризуется высокой абсорбцией туши и прекрасным касурэ (мазок сухой кистью). Натуральный цвет бумаги нравился дзэнским монахам. На такой бумаге писали каллиграфию – тягаке (Chagake 茶掛), предназначенную для чайной комнаты. Тоси широко применялась в эпоху Эдо японскими литераторами будзинга (文人画).
В период Муромати (1336-1573гг), тоси широко использовалась для сёдзи – раздвигающихся дверей.
Сейчас производство такой бумаги в Китае снизилось из-за миграции умельцев из сельской местности с юга Китая, где она производилась.
Японская версия такой бумаги, тоже называется тоси или ватоси (和唐紙)
При производстве ватоси используются волокна бамбука и шелковицы бумажной с добавлением каустической соды, которая придает легкий коричневый оттенок и грубую поверхность.

Oryza sativa,Asian RiceРисовая солома
Растение Oryza sativa (イネ) имеет короткие, узкие и толстые волокна длиной 0.5-1.5 мм, растение широко произрастает в Китае и Японии. Рисовая солома – дешевое сырье для производства бумаги, как побочный продукт сельского хозяйства, легко формирующий пульпу. Добавляется в бумагу с длинными волокнами, чтобы усилить способность к абсорбции (нидзими).
Как самостоятельное сырье, японские мастера используют рисовую солому для производства дешевой низкокачественной бумаги.

Какую бумагу использовать для суйбокуга? Как выбрать бумагу?
nadzimiВажным свойством, которое служит критерием при выборе бумаги, является ее нидзими. Нидзими (にじみ,滲み) характеризует абсорбцию бумаги, степень растекаемости туши по бумаге, степень расплывания пятна туши.
В Японии бумага продается с маркировкой степени нидзими - бумага без нидзими, со средним, с хорошим нидзими.
У бумаги ручной выделки нидзими может варьировать даже у листов в пределах одного сорта.
Иногда, чтобы продемонстрировать нидзими у определенного сорта бумаги, продавцы сопровождают ее этикеткой с нанесенными мазками туши различных оттенков.

Классификация бумаги
Для того чтобы разобраться в многочисленный сортах бумаги для суйбокуга, у производителей бумаги принята классификация, которая ориентирована на страну изготовителя и на состав сырья для бумаги.

Бумага для суйбокуга, изготовленная из коры бумажной шелковицы, волокон бамбука и рисовой соломы, называется газенси (gasenshi 画仙紙).
Газенси различается по плотности или по количеству слоев. В зависимости от количества слоев подразделяется на бумагу из одного слоя или тансен (単宣).
Бумага из 2-х слоев называется нисоуси (Nisoushi 二層紙), из трех сансоуси (Sansoushi 三層紙).
Нисоуси отличается невысоким нидзими, поэтому количество туши легче контролировать, рисуя на такой бумаге. Подходит для начинающих.

Бумага, импортируемая из Китая, называется хонгасен (hongasen 本画仙) или сенси (senshi 宣紙)
Самая известная китайская фабрика, производящая сенси высокого качетсва, расположена в провинции Аньхой и называется «Красная Звезда» Hong Xing 紅星牌.

Бумага, производимая в Японии, называется вагасен (wagasen 和画仙).

Бумага маси (麻紙).
По прочности уступает газенси, но отличается хорошим нидзими и на ней получаются красивые оттенки туши.

Бумага васи (和紙) - это бумага ручной выделки, в производстве которой использованы длинные волокна растений кодзо, мицумата и гампи. Бумага прочная и позволяет наслаивать мазки туши, выдерживает повторные смачивания, необходимые для получения "бокаси".
Больше половины шелковичных деревьев растет в префектуре Коти, остальная часть мастерских васи располагаются в префектуре Ибараки, Симане, Нагано, Фукуи и Фукуока. Так как в разных регионах деревья отличаются, то цвет и качество бумаги тоже различаются. Васи,произведенную в этих регионах, называют историческим именем этого региона в период Эдо(1603-1867).
Префектура Коти, известна производством Тоса-васи (土佐和紙) уже 1000 лет.
Префектура Тоттори известна как Инсу (Inshu 因州), также называется бумага, произведенная в этой префектуре.
Васи, произведенное в префектуре Фукуи, называется Этидзэн (Echizen 越前). Этидзэн-васи известна с 8 века, когда использовалась для императорского двора
Ава-васи (阿波和紙) является национальным достоянием префектуры Токусима.

Автор статьи Элла Сариди   

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2017 All rights reserved