Sakura-kai logo

Четыре драгоценности кабинета suibokuga,ink


"Четыре драгоценности кабинета" - так почтительно называют четыре основных инструмента мастера суйбокуга, сумие и каллиграфии, выбору и бережному использованию этих четырех драгоценностей уделяется особое внимание.
Первая драгоценность - тушь или по-японски "суми".
Тайна туши
Картины суми-э привлекают своей лаконичностью и различными оттенками черного цвета от прозрачного серого тона до глубокого, притягивающего душу черного. Всю эту палитру оттенков создаёт сажа. В этой статье я расскажу о необыкновенных свойствах обычной сажи.

Сегодня существует два вида туши сёэнбоку и юэнбоку. Они различаются по способу изготовления.
Для того чтобы сделать тушь сёэнбоку ( сё - сосна, эн - дым, боку - тушь) на сосне делают зарубки, чтобы выделилась смола, затем сосну срубают. Дерево раскалывают на маленькие поленья и сжигают в специальных контейнерах, состоящих из железных дверей. В небольшой огонь постоянно подкладывают поленья, хлопья сажи поднимаются вверх и осаждаются на стенах. Сажу собирают, перемешивают с клеем и из густой массы формируют бруски туши, которые потом сушат. При растирании тушь сёэнбоку имеет сине-голубой оттенок, а брусок матовый без глянца. Со временем, когда тушь стареет, голубой оттенок усиливается. Поэтому сёэнбоку также называют аодзуми - голубая тушь.

Как делается тушь Для изготовления туши юэнбоку (ю - масло) используют различные растительные масла: овощное, кунжутное, камелии и павлонии. В сосуд с маслом, над которым висит крышка, вставляют фитиль и поджигают. Затем собирают сажу с крышки. По сравнению с сёэнбоку у юэнбоку частички сажи более мелкие, поэтому цвет туши чисто черный с глубиной и глянцем. Срез потертого бруска туши глянцевый, чем лучше юэнбоку, тем сильнее глянец. В зависимости от типа масла есть различия в качестве и цвете туши. При использовании овощного масла, цвет получается красно-коричневый, сажа кунжутного масла имеет красноватый оттенок, а масло камелии создает фиолетовый. Цвет туши также меняется в зависимости от условий, при которых сжигается масло, например, от величины пламени.
Сажа из самых мелких частиц имеет фиолетовый оттенок. По мере увеличения частиц проявляется красный оттенок, затем коричневый и пепельно-голубой.

Жидкая тушьТушь бывает твердая и жидкая. Твердая тушь при растирании в сузури (тушечнице) позволяет получить частицы разного диаметра, эту особенность можно использовать, чтобы показать тяжесть, солидность, вес, а светлой тушью можно показать объём.

Для жидкой туши используют сажу, у которой одинаковые частицы. Но такой тушью сложно показать тёмный насыщенный тон, а светлый тон этой туши делает изображение немного плоским.

В Японии цена туши сильно варьируется от десяти долларов до нескольких тысяч. Недорогую тушь делают мастера с небольшим опытом, но самым большим фактором цены является стоимость сырья. Бывает тушь стоимостью больше тридцати тысяч долларов, но, как правило, это предмет истории и коллекционирования. Тушь, которой больше ста лет, может не подойти для рисования, потому что в ней пересох клей. Не обязательно использовать дорогую тушь, главное, как будет вести себя тушь после определенного времени. Со временем бумага желтеет, и если рисовать коричневой тушью, то тушь как-бы "растворится". Если рисовать голубой тушью, то она останется "свежей", поэтому в Японии голубая тушь очень популярна.

Тушь бывает различной формы в виде прямоугольных брусков, круглой или многогранной. Если использовать прямоугольную тушь, то после растирания срез должен высохнуть, прежде чем растирать повторно. Если повторно растирать влажным срезом, то тушь начнет внизу покрываться трещинами и крошится. Поэтому, если использовать тушь в течение дня несколько раз, то нужно несколько брусков. Круглую тушь можно часто растирать, используя сухие стороны. Растертую тушь нельзя долго хранить, она испортится, потому что содержит клей животного происхождения.

Автор статьи Елена Комягина   

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2016 All rights reserved