Sakura-kai logo

История развития суйбокуга в Японии, период Эдо Sakura-kai,suibokuga

Суйбокуга периода Эдо (1603-1868)

Период Эдо характеризовался приходом к власти клана Токугавы, хотя официально власть считалась императорской, император оставался в Киото, неофициальная новая столица была в Эдо(ныне Токио). Чaсть художников школы Кано продолжала работать в Киoто, другая обосновалась в Эдо. В Киото, представители сословия купцов – матисю, имели тесные связи с аристократией, которая хранила старые культурные традиции. Появляется интерес к классическому искусству эпохи Хэйан и произведениям художников ямато-э. Официaльный запрет на стрoитeльство зaмкoв привел к тому, что пoчти eдинствeннoй фoрмoй дeкoрaтивнoй рoсписи стaлa ширмa.Класс ремесленников и торговцев в Киото и Эдо вырос и окреп, их вкусы и предпочтения также влияли на художников.

Школа Кано,
основанная Кано Масонобу еще в 15 веке, продолжала оставаться самой влиятельной и многочисленной среди множества(более 100) школ в Японии, отражая интересы дворянства и высших военных слоев общества. На протяжении всего существования, т е с 15 века и до конца Эдо, реставрации власти императора, школа совмещаала использование китайского стиля живописи с национальным стилем ямато-э.

Кано Танъю, Kanō Tan'yū, 狩野 探幽 (1602 – 1674), яркий представитель этой школы, сын Кано Таканобо и внук Кано Эйтоку. В 17 лет он был назначен придворным художником сегуна и продолжал традиции школы в Эдо. Он расписывал ширмы и фусума, украсил стены различных дворцов и замков, в том числе замок Нидзе в Киото, замок сегуна в Нагое, Императорский дворец в Киото. В мавзолее первого сегуна Токугава Иэясу, в святыне Тосёгу в Никко находятся свитки Танью, иллюстрирующие жизнь сегуна. Кано Танъю создал стиль, который был более сдержанным чем стиль декоративной росписи эпохи Момояма. «Дракон и волна, тигр и бамбук»

Кусуми Моригакэ , Kusume Morigake, 久隅守景 (1610? – 1700) - один из лучших учеников Кано Танью. В своем творчестве не ограничивался академическим стилем школы Кано, а разработал яркий способ живописи. Был изгнан из школы Кано, по неизвестной причине. В своих картинах показывал жизнь простых людей, крестьян. В своем произведении «Наслаждаясь вечерней прохладой» изобразил семью, которая отдыхает под навесом из тыквы-горлянки. Ширма «Четыре сезона в земледелии» показывает обычаи и труд крестьян в разные времена года.

Ханабуса Иттё, Hanabusa Itchō, 英 一蝶 (1652 – 1724) был учеником Кано Ясунобу, но порвал с традициями школы, которая теряла свою выразительность и становилась все более формальной. В 1698 году за серию карикатур, высмеивающих сёгуна был выслан в Миякэдзима. После помилования через 11 лет вернулся в Эдо и открыл свою школу живописи. Он рисовал в юмористической манере и ему нравилось изображать бытовые сценки из жизни горожан В своей картине «Четыре сезона в ожидании восхода солнца» он показывает обычаи японцев их праздничные приготовления к встрече с солнцем.

Кано Дошун, Kano Doshun, 狩野洞春美信 (1747 - 1797), художник конца Эдо периода. Был четвертым руководителем, главой Суругадай Кано школы, бал награжден званием хёген(глаз дармы, т е духовный, возвышенный глаз). Токугава согунат заказал ему нарисовать створки для корейского императора. Хотей, один из семи японских богов удачи и благополучия - любимая фигура у художников и скульпторов Восточной Азии. «Хотей» Дошун cоздал новый образ Хотея, упитанного, веселого, которого представляют именно таким с 18 века.

Школа Сотацу-Корин или школа Римпа (琳派)
Одна из главных исторических школ в Японии, была основана Таварая Сотатцу в Киото в 17 веке, через 50 лет после смерти Сотацу талантливый художник Огата Корин развил идеи школы в Киото. Через 100 лет его последователь Сакай Хоицу развил традиции школы в Эдо (Токио).
Школу стали называть школой Римпа, используя в названии последний иероглиф из имени Корина (琳 - рин) и иероглиф школа (派 –ха, па).
Чисто японский стиль не только в живописи, но и в декорировании с применением золотой и серебряной фольги, в расписывании предметов обихода, кимоно, вееров, керамики, изделий из лака.

Таварая Сотацу, Tawaraya Sōtatsu, 俵屋 宗達 (? - 1643) один из основателей направления Римпа в живописи, знаменит иллюстрациями Лотус сутры, использоавал новые смелые линии и цвета в живописи, новые техники смешивания цветов, рисовал тушью, как красками. Одна из выдающихся работ Сотацу – Боги ветра и грома, является национальным достоянием Японии. Картина динамичная и эмоционально напряженная. Золотой фон использован не только как декоративный элемент, но и как средство для безграничного пространства, в котором навстречу друг другу несутся фантастические демоны ветра и грома, а элементы развивающейся одежды выходят за пределы ширмы «Фудзин и Райдзин»
В выдaющeмся прoизвeдeнии «Птицы в лотосовом пруду» Сотацу применяет все известные приемы суйбокуга: создание форма пятнами туши бесконтурным, «бескостным» способом "мoккoцу" и "тарасикоми", кoгдa нa влaжную, пoкрытую тушью или крaскoй пoвeрxнoсть капают тушь или краску, которая смешиваясь с фоном создает эффекты - пятна.

Огата Корин, Ogata Kōrin, 尾形光琳 (1658 – 1716), самый известный художник школы Римпа. Родился в знатной семье, интересовался больше танцами, музыкой и поэзией, тратил деньги, вел беззаботный образ жизни, когда же оказался в долгах, то обратился к карьере художника, как к средству существования. «Осенние листья плюща и бамбук»
Характерная особенность творчества Огата Корина – интерес к реальности, к природе. Он начал работать с натуры и делать наброски, что было не характерно для японских художников. Корин переносил мотив в картину и многократно его повторял, создавая ритмический узор и движение. Корин испытал сильное влияние Сотацу, видя в нем идеал. В своем известном шедевре «Белая и красная сливы» он использовал композицию картины Сотацу «Фудзин и Райдзин» и технику тарасикоми.

Сакай Хоицу, Sakai Hōitsu, 酒井 抱一 (1761-1828) был последователем Огата Корина. Он возродил декоративный стиль Огата Корина и развил традиции школы Римпа в Эдо . Его отец, даймё, владел замком Химедзи в провинции Харима. Хоицу в ранние годы обучался в Киото технике гравюры – укиё, учился у мастеров различных школ: Кано, Маруяма, нанга. В 1797 г, стал буддистским монахом и провел 21 год в уединении. Он продолжал заниматься живописью и увлекся декоративным стилем школы Римпа. В семье Хоицу было много работ Огаты Корина, которые вдохновили его.
Опубликовав альбомы гравюр по работам Корина - Корин хякка-дзу (100 работ Корина) и альбом, посвященный 100 летию со дня смерти Корина, Хоицу возродил художественный стиль Корина в 19 веке, сделав его известным и популярным. Хоицу был успешным художником и поэтом. Он создал свой стиль в декоративной живописи, менее условный и более натуралистичный, чем у Корина. Свой шедевр «Летние и осенние травы» Хоицу написал в 60 лет. На ней изображены растения и листья двух сезонов: лета и осени на мерцающем серебряном фоне.

Бундзинга или Нанга
Бундзинга - школа живописи в Японии в эпоху Эдо, в 18 веке и позже, нанга - южная школа, более раннее понятие, оба определения взаимосвязаны, направление школы берет начало в Китае, означает образованных людей в искусстве и литературе. Каждый художник этой школы имел свой стиль и был независим, но все они признавали китайскую школу, культуру. Они отрицали академические стили, в особенности официально признанные стиль школы Кано .Объектами их живописи были традиционные китайские жанры: пейзаж, цветы – птицы. В Японии стиль бундзинга создали два художника – Икэно Тайга и Ёса Бусон

Тани Бунтё, Tani Buncho, 谷 文晁 (1763 - 1841), поэт и художник стиля бундзинга(интеллектуал). Начинал учиться живописи в школе Кано, но впоследствии шел своим путем, пытаясь соединять старые китайские техники нанга или будзинга и западный стиль для изображения японской действительност, пейзажей, портретов. Он был ведущим и самым талантливым нанга художником в Эдо. Его многочисленные ученики оказывали влияние на живопись до конца 19в. «Цветущая слива в лунном свете»

Ватанабе Казан, Watanabe Kazan, 渡辺 崋山(1793 – 1841). Ватанабе родился в бедной семье самурая, и ему пришлось учиться живописи и добывать средства к сущестованию своей семьи именно рисованием. Художник был энтузиастом западных идей не только в политике и науке, но и живописи, стремился совмещать западный стиль рисования с традиционным восточным, особенно в изображении людей, портретов, изменениях в природе. Оставаясь патриотом и самураем, верным своему хозяину, он в то же время стремился изучать новое и запрещенное в стране, став во главе группы, за что был сослан из Эдо под домашний арест. Последние годы жизни ему не разрешалось продавать свои картины, потому многие свои работы он датировал более ранним периодом, пока у него было это право, передавал для продажи картины с друзьями и так пытался содержать семью. Унижение от такого обращения привело к неизбежному, он закончил жизнь самоубийством. Современники считали, что его смерть замедлила процесс слияния западного и восточного стилей. Несмотря на датировку картины (1839), считается что она написана именно в период изгнания. «Цветок лотоса и плавающие рыбы»

Икено Тайга, Ike no Taiga, 池大雅 (1723-1776), родился в Киото, получил очень рано хорошее образование, обратил на себя внимание талантом к каллиграфии и живописи, в 7 лет был определен в Мампукудзи, центр китайсокй каллиграфии и живописи. Очень рано определился с Нанга стилем под опекой вельможи Киен, это открыло ему двери для профессиональной работы и материальной обеспеченности. Знаменит своим особым способом рисования пальцем. Набор из 16 вееров с изображением 8 знаменитых видов, пейзажей показывает его умение сосредоточиться на мельчайших деталях, и формат веера оставался любимым форматом художника. Он комбинировал в одной картине реальные пейзажи, фантазию и воображаемые китайские пейзажи , он мог все это смешать и показать ироническую или насмешливую сторону сюжета. Ему нравился западный стиль и при случае он пользовался его элементами. У художника было много последователей. «Дождь». Другая работа мастера показывает не его искусство в пейзаже, а умение изобразить человека, 8 портретов китайских поэтов времен династии Тан, аморальность которых показана была в поэмах Ду Фу(712-770), с юмором показана в картине «Восемь пьяных поэтов».

Ёса Бусон, Yosa Buson, 与謝蕪村 (1716-1783) – является выдающимся поэтом хайку (俳人). Он принес свое чувство поэтического восприятия в живопись тушью. Рисуя в жанре хайга (俳画 – поэтическая живопись), сопровождал стихи хайку рисунками тушью. «Черный ястреб и 2 вороны» Бусон изучал хайку у ученика великого Мацуо Басё, после смерти своего учителя он путешествовал по местам, связанным с именем великого поэта. Он нарисовал по крайней мере 10 рисунков связанных с путешествием Басё по северу. «Узкая дорога на дальний Север»

Маруяма Окё, Maruyama Ōkyo, 円山 応挙( 1733 – 1795), сын фермера, был отдан в ученики хозяину магазина игрушек, этот факт позволил ему начать карьеру художника, он учился живописи в Кано и Тоса школах, имел доступ к товарам, поступаемым через единственный открытый для иностранцев порт, а значит и к предметам западного искусства. Он понял важность техники зарисовки с натуры, назвав ее сасей, пользовался этим в традиционной технике рисунка, прекрасно владел кистью, использовал удачные цветовые дополнения к туши, картины его были объемны и очень естественны, в то же время легко понимаемы и принимаемы растущим классом богатых торговцев. Критики того времени писали о нем как худоднике N1, его имя стало популярно по всей Японии, и число его последователей росло. Совсем недавно было признано, что работы «Знаменитые виды Киото» принадлежат кисти Маруяма Окё. Хотя он рисовал на заказ много больших картин, эти и другие совсем небольшие полотна имели репутацию самых ценных и оригинальных. Зимний пейзаж с натуры на створках «Сосны в снегу» и на фуцуме «Пейзаж со снегом»

Урагами Гёкудо, Uragami Gyokudō, 浦上玉堂 (1745 - 1820) был самураем даймё Икэда. Изучал конфуцианство, владел каллиграфией, был поэтом, особенно прославился как музыкант. В 50 летнем возрасте оставил свою должность и посвятил себя творческой жизни художника - бундзинга. Он много путешествовал по Японии и рисовал реальные пейзажи, которые видел перед глазами. Его картина «Cнег, летящий сквозь морозные облака» признана шедевром. В отличие от Тайга и Бусона его живопись более традиционна.

Нагасава Розецу, Nagasawa Rosetsu, 長沢芦雪 (1754-1799), экцентричный художник, живщий в 18 веке в Киото. Его нельзя отнести ни к какой школе и направлению, т к его рисунки и даже поведение выходят за границы привычных определений, он сочетал западный стиль рисования с японским, наследовал реализм своего учителя Маруяма Окё. Одной из многих его собенностей было рисовать широкими мазками кисти, не используя ее кончик, мог использовать палец, ноготь и даже ладонь как инструмент, чтобы быстрее выразить воображаемое. Нагасава Розетсу был популярен среди художников Киото, было много его последователей. Один из любимых сюжетов японских художников «Слива». Другая картина «Пастушок, играющий на флейте»

Сога Сёхаку, Soga Shōhaku (1730–1781), независимый странствующий художник, рисовал мотивы на китайские легенды «Скачки», религиозные темы «Бодхидхарма», в конце жизни любимой темой были пейзажи. «12 пейзажей»

Ито Дзякутю, Itō Jakuchū, 伊藤 若冲 (1716–1800), вышел из семьи торговцев и сам держал магазин, который передал младшему брату, с этого времени всю свою жизнь посвятил живописи. Интересовался дзенбуддизмом. Главное творение жизни - 30 работ, объединенных одной темой Разнообразие живого мира, где изображены цветы, деревья, звери, птицы, насекомые, рыбы, все живое, что нас окружает. Работа последних годов жизни, пара 6 панельных створок «Овощи»

Дзэнга,
японский стиль калиграфии и живописи тушью, побуждаемый дзэнбуддизмом. Дзэнга пришла из Китая задолго до Эдо времени, но получила развитие именно в эпоху Эдо, когда стало востребовано роскошное украшение домов и храмов. Дзэнга в противовес яркой, сложной, использующей много новых приемов живописи, характеризуется простыми, абстрактными мазками. Строгая и даже аскетическая живопись монахов дзэн выглядела старомодной, но власти было угодно сохранить ценность аскетизма, медитации и т.д. В Эдо была открыта дзэн школа, последователи этого направления старались избегать элегантность своих предшественников дзэн, выражая только ценность течения дзен. Появилось много самоучек в каллиграфии и живописи, обычно это были монахи, которые жили в удаленных небольших дзэн храмах-монастырях, но их принципы стали интересны и другим художникам, особенно тем, кто использовал нанга, так как дзэн и нанга имели одни и те же корни. Работы в стиле дзэнга противоречили установленным канонам и были недооценены современниками.
Растущий в наши дни интерес к импрессионизму создал основы, которые дают ключ к пониманию дзенги, оценке ее. Интересна история с Пабло Пикассо на выставке Японской живописи тушью в Париже в 1960 году, он выбежал оттуда, будучи уверен что Сенгай украл его идеи, что тот не мог нарисовать свои картины, не видя работы самого Пикассо.

Сэнгай Гибон, Sengai Gibon, 仙厓 義梵(1750 - 1837), монах школы Рензай, одной из трех основных дзен школ. Сенгай рисовал лягушку много раз со всевозможными символическими нюансами.«Лягушка и змея»

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2017 All rights reserved