Sakura-kai logo

История развития суйбокуга в Японии Sakura-kai,suibokuga

От эпохи Нара до Хэйян (8-9 век) рисование тушью в Японии находилось под влиянием династий Су и Тан.

Суйбокуга периода Камакура (13-14 век)

Дзенские монахи сыграли огромную роль в импортировании суйбокуга. Они занимались суйбокуга как одним из видов духовной практики и привозили в Японию не только картины, но и технику рисования. С этого времени и начинается история японского суйбокуга. Впоследствии в Японии сформировался стиль ямато–э, в котором отразилось своеобразие японского стиля. В период Камакура (13-14 век) суми-э представляет собой одно из учений буддизма, когда путем дза-дзен (медитации) достигается просветление (сатори).

Основателем движения считается Ишань Инин, Yishan Yining, 一山 一寧 (1247- 1317) – первый дзенский монах, прибывший в Японию. Он стал настоятелем дзенского монастыря в Киото и популяризатором философии и эстетических принципов дзен.

Первым японским художником суйбокуга считается Као Нинга, Kao Ninga, 可翁. Достоверно неизвестно, но его стиль указывает на то, что он был дзенским монахом. Рисовал в жанре дошакуга (doshakuga, портреты фигур из Буддистского и Даосиского пантеона), зенга( zenga, портреты дзенских монахов) и качога(kachoga, цветы и птицы). Духовность дзенских монахов , которая превосходит любую технику, делает их картины живыми и создает ощущения присутствия в них. Дзенский монах Кенсуо

Мокуан, Mokuan Reien 黙庵 (?- 1345), японский монах, в начале 14 века поехал в Китай для обучения и стал не только выдающимся художником, но и выдающимся монахом, он следовал стилю известного китайского художника Моккея, и его называли в Китае «вторым пришествием Моккея». «Четверо спящих»

Суибокуга периода Муромати (1333-1573)

В период Муромати наступает расцвет суйбокуга. Дом сёгуната Асикага (1387 – 1394) поддерживал учение Дзен. Были построены десятки храмов по всей стране. Иерархию храмов возглавила система «пять монастырей» годзан (пять гор), заимствованная из Китая. Монахи ездили в Китай и, став знатоками китайской философии, создали литературное направление «годзан бунгаку» (литература пяти монастырей) - китаеязычную поэзию. В это время среди дзенских монахов было модно устраивать художественно – поэтические вечера. Они придумывали тему для картин и посвящали ей стихи. Сформировался жанр сигадзику,(Shigajiku, 詩画軸) – свиток со стихами и картиной. Именно монахи-художники выступали эталоном суйбокуга, и они же давали направление дальнейшему развитию живописи тушью. Мода на новый жанр сигадзику привела к тому, что стали рисовать много пейзажей. Японская традиционная культура пестовалась в атмосфере Дзен. Но постепенно в суйбоикуга стали уделять внимание эстетическому наслаждению, и картины наполнились лирическими чувствами. Со временем мир красоты суйбокуга перейдет от малых форм свитков к формированию перегородок фусума и ширм.
Монахи-художники первой половины периода Муромати.

Бомпо, Bompo Gyokuen, 玉えん梵芳 (1348 – 1424) был известен, как выдающийся дзенский монах.
Оставил много картин орхидей, к которым сам делал поэтические надписи. Орхидеи растут высоко в горах, в недоступных местах, где никого нет, но все равно благоухают. Поэтому орхидею сравнивают с благородным господином. Изображение орхидеи только тушью вместе с изображением бамбука и сливы получило свое развитие в конце эпохи Северной Сун, а затем перешло в творчество дзенских монахов, которые очень много общались с литераторами – интеллектуалами (бундзин). «Орхидеи»
Картина «Фиолетовое новолуние», написанная в жанре сигадзику, является одной из самых фантастичных и необыкновенных. На ней изображена хижина известного китайского поэта Ду Фу. Пояснения к этой картине написаны не только Бомпо, но и 18 дзенскими монахами. Тема взята из китайской живописи, но мягкость линий, прием изображения луны «сото гуми», когда оставляется незакрашенной одна часть картины, говорит о том, что в ней витает дух японской живописи.«Фиолетовое новолуние»

Киссан Минтё, Minchou, 明兆(1352 – 1431), монах – художник храма Тофукудзи в Киото. На потолке этого храма сохранилась красочная картина, изображающая живующую в раю мифическую птицу. Минтё рисовал в жанре дошакуга(doushakuga) фигуры буддистских святых Дарума, богиню Каннон. Одна из самых больших работ Минте – «Большая нирвана», используется в обрядах этого храма. Написанный в поздние годы пейзаж в стиле сигадзику наполнен теплотой и мягкостью, характерной для японского суйбокуга. «Маленькие строения в ущелье»

Дзосэцу, Josetsu 如拙, (14-15 век) был монахом в храме Секокудзи. Известен его свиток «Ловля сома тыквой горлянкой». Считается, что он был вдохновлен загадкой-коаном сегуна Асикага Есимицу "Как поймать сома с помощью тыквы?» Свиток написан в жанре сигадзику. 31 монах написали поэтические комментарии. «Ловля сома тыквой горлянкой»

Тенсё Сюбун, Tenshō Shuubun, 周文 (? - 1448?) также, как и Дзосэцу, был монахом хрaмa Сёкокудзи в Киото. Заимствуя много из китайской живописи, Сюбун пропускал это через себя и рисовал в своей оригинальной уже японской манере. Он изображал пейзажы, характерные для японского влажного климата. Особенностью его стиля является композиция, где в середине большое пустое пространство, а центры тяжести – по краям картины. Его творчество дало толчок для развития суйбокуга в Японии. «Четыре времени года», 6 створчатая ширма.

Сотан , Oguri Sotan 宗湛 (1413 – 1481). Сотан, один из учеников Сюбуна, знаменит прежде всего картинами на фусума (раздвижные перегородки) – фусума-э. В настоящее время сохранилось 6 створок фусума «Гуси и тростник» , написанные в храме Дайкокудзи. Из них 4 створки нарисовал его сын. Считается, что из всех сохранившихся фусума-э – это самая древняя. «Гуси и тростник»

Вершина суибокуга в эпоху Муромати

В эпоху Муромати суйбокуга отходит от прямого копирования классических китайских пейзажей и начинает идти по собственному пути.

Это стало возможно благодаря Сэссю, Sesshuu Tōyō 雪舟 (1420-1506), который поднял до вершин искусство выражения экспрессии в суйбокуга. Его творчество послужило фундаментом для следующих поколений художников. Сэссю изучaл дзэн в хрaме Сёкокудзи в Киото. В 48 лет отправился в Китай с дипломатической миссией. В Китае пробыл почти 2 года, занимаясь дзенской практикой, овладел множеством техник и приемов классического суйбокуга, делал многочисленные наброски. После возвращения на родину рисовал картины в стиле дзен, пейзажи, в которых сочетал опыт, полученный в Китае со своей оригинальной техникой. После возвращения из Китая , Сессю создает пейзаж «четыре времени года» который является вершиной его творчества. Это длинный горизонтальный свиток (эмаки-моно 絵巻物), описывающий смену времен года в Японии и жизнь Сессю. «Пейзаж четыре времени года». Весь свиток представляет собой полное сохранение приемов китайской живописи, которые Сессю пропустил через себя и воплотил еще более искусно. В возрасте 82 года Сессю написал картину «Аминохасидатэ». Она отличается редкой для того времени достоверностью и соотвествует реальному месту – одному из трех знаменитых пейзажей Японии на севере Киото. «Аманохасидатэ» - символическая картина, важная для понимания сути суйбокуга. Здесь лучше всего проявляются все свойства туши. «Пейзаж в технике хабоку»

Сэссон, Sesson Shukei 雪村 (16 век) относится к последовaтелям Сэссю. В своем творчестве он использовал принципы Сессю, но нашел свой собственный стиль с присущей ему силой и движением в изображении картин. «Дракон и тигр» и «Ветер и волны»

Санами, San-ami – три художника из рода Ами: Ноами, Nouami 能阿弥 (1397-1471), Гэйами, Geiami 芸阿弥 (1431-1485), Соами,Souami 相阿弥 (1455-1525).
При сёгунате Асикага был сформирован специальный институт советников по искусству «Дебосю» ( бук. друзья, которые вместе делают одно дело). Во главе стояли художники из рода Ами: Ноами, Гейами и Соами. Ами – распространенное имя, часть имени Будды Амида. Семья Ами имела большое влияние на мир искусства и занималась отбором самых дорогих и ценных партий и произведений искусства, ввозимых из Китая.
Наоми был первым художником, который не будучи дзенским монахом получил признание, как художник суйбокуга.
В картине «8 знаменитых видов реки Сяо и Сян» Соами перенес китайский сюжет в японский ландшафт и умело изобразил лирическую восприимчивость японцев.

Кано Масанобу, Kanou Masanobu 狩野正信 (1434? – 1530?), во второй половине периодa Муромaчи основал школу Кано – группу профессиональных художников, которые были объединены кровным родством и носили фамилию Кано. Масанобу не изучал дзен, принадлежал к буддистской секте Hokke. Он стал придворным художником Асикага. Стиль картин изменился, стал более светским, декоративным и более простым для восприятия, в отличие от работ мастеров дзенской живописи. Художники школы Кано творили в дальнейшем несколько сот лет, взяв за основу этот стиль. «Любование лотосами»
Его старший сын Кано Мотонобу, Kanou Motonobu 狩野元信 (1476-1559) cтал главой школы в следующем столетии. Стало сложнее удовлетворять требования заказчиков, рисуя только в китайском стиле. Возникла необходимость в соединении со стилем ямато-э (традиционная японская живопись). Мотонобу прославился великолепными росписями стен с применением золота. «Четыре времени года».

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2017 All rights reserved