Sakura-kai logo

История суйбокуга от зарождения в Китае до развития в Японии Sakura-kai,suibokuga

Что такое суйбокуга?
Картина состоит из трех компонентов: цвет, линия и светотень или градация тона. В суйбокуга цвет не используется, и развитие получили лишь два компонента: линия и градация тона. Такой стиль рисования картины зародился на Востоке. Китайские и японские художники выражали себя, свою экспрессию и энергию, изображая формы трехмерного мира только с помощью линий туши. Для рисования в суйбокуга используется кисточка и тушь, свойства которой хорошо проявляются на тонкой бумаге и шелке. Эти инструмены (материалы) для рисования были изобретены в Китае.

Суйбокуга эпохи Династии Тан (618г.-907г.).

Считается, что суйбокуга возникло примерно в эпоху Династии Тан (618г.-907г.). До этого времени, в эпоху Шести династий (222 – 589 гг.), картины рисовали только с помощью линий туши. Объем и экспрессия передавалась благодаря модуляциям линий. Такая техника называлась хакубёуга, hakubyouga (белая живопись - 白描画).
Постепенно пространство между линиями заполнялось мазками туши, стали применять тонировку (бокаси) и различные приемы мазков туши. Дзен буддизм, вносит элемент духовности в живопись, и зарождается суйбокуга.
Художники эпохи Династии Тан

Го Доуси (яп), У Даоцзы, Wu Daozi, Годоуген, 呉道子 (первая половина 8 века). Годоуген рисовал фрески в дворцовых залах и храмах, сюжетом которых были религиозные мотивы или пейзажи. Он является ярким представителем техники hakubyouga. Годоуген считается самым великим китайским художником Династии Тан, а многие считают его самым великим художником Китая за всю историю страны. К сожалению, большинство его работ, особенно фресковая живопись, не сохранились. У Даоцзы (Годоуген), 87 небожителей

Оу И(яп), Ван Вэй, Wang Wei, 王維 (701 - 761), основатель пейзажной живописи. Впервые применил технику «Хабоку» (haboku 破墨, кит: pomo) Ван Вэй.Река зимой

Оу Боку (яп), Ван Мо, Wang Mо, 王墨 (вторая половина 8 века), придумал технику «Хатсубоку» (hatsuboku 溌墨, кит: pomo)-разбразганной туши. Эффекты получаются при динамичных движениях влажной кистью.

Обе техники «Хабоку» и «Хатсубоку» по китайски называются - pomo.

Суйбокуга эпохи Династии Сун (960 – 1279гг)

Наибольший расцвет суйбокуга получило в эпоху Династии Сун под влиянием дзен-буддизма. Буддийские монахи, императоры, высшие чиновники и поэты, увлекшись рисованием, становились замечательными художниками, создававшими высоко духовные картины. Суйбокуга получает поддержку государства, и император открывает школы для обучения художников. С этого момента начинается активное развитие суйбокуга.
Важнейшей характеристикой этой эпохи, которая разделилась на Северную Сун до 1126 г и Южную сун, является разнообразие сюжетов и композиций в картинах. В эпоху Северной Сун, особенно на севере страны, распространение получили картины с изображением горных вершин, неба. В эпоху Южная Сун в основном рисовали большие пейзажи, где особое внимание уделялось изображению воды. Пространство картин увеличивалось, в результате появлялись новые формы композиции.

Художники эпохи Северная Сун (960 – 1126)

Рисей (яп) , Ли Чэн, Li Cheng, (李成 919-967 ), основной темой картин Рисея были пейзажи с плоскогорьем и сухой природой. Он применял светлую тушь, создавая таинственные картины (юген). В его композициях на первом плане располагались деревья, на заднем плане пейзаж, уходящий вглубь картины. Картины Рисея настолько бескрайни, что создавалась иллюзия, будто они выходят за пределы маленького полотна. Эта особенность его творчества была революционной для того времени. Рисей. Пейзаж с сосной (Япония)

Ханкан (яп) , Фань Куань , Fan Kuan, 范寬(990-1020) обладал сильной кистью и достиг успеха в изображении неприступных гор, вершины которых упирались в небо. Его шедевр – «Путешествие по ущельям и горам» отражает его стиль, который называли «Фань Куань из Когена». Он писал пейзаж с позиции стоящего на земле человека. Этот стиль в дальнейшем оказал влияние на других художников. Фань Куань. Путники среди гор и рек.

Кисо (яп) Хуэйцзун, Emperor Huizong,徽宗 (1082- 1135), последний имератор периода Северная Сун занимался изящными искусствами, чайной церемонией, живописью и каллиграфией, реформировал академию живописи, преподавал сам и делал все для подготовки художников, дал начало к переходу от суровых пейзажей к лирическим интеллектуальным картинам, умело рисовал кистью, наполненной водой. Император Хуэйцзун, Зимний пейзаж.
Художники эпохи Южная Сун (1127 -1279)

Рито (яп), Li Tang, 李唐 (c.1050-1130) положил начало стилю эпохи Южная Сун, в его картинах нет напряженности, свойственной картинам Северной Сун, перспектива показана за счет оттенков светлой и темной туши. Рито, «Знакомый ландшафт реки и гор»

Ри Кай, Лиан Кай, Liang Kai, 梁楷 (1140-1210) занимал высший пост в академии и стал родональчальником техники генпицу (минимальное количество мазков). В зависимости от скорости движения, нажима и направления изображал различные линии, показывающие объем. Генпицу можно овладеть только полностью «подчинив себе кисть». Художник рисовал картины патриархов, сцены из их жизни, слова, изречения. Ри Кай, великий китайский поэт Ли Бай на прогулке

Ба эн (яп) , Ма Юань, Ma Yuan, 馬遠( c.1160-1225) работал в академии художеств. Его стиль - это композиции с большим пустым пространством, что подняло суйбокуга на более высокий уровень. Его «Пейзаж с ветром и дождем» - это почти все пространство пустота, а где-то в углу горы, люди, деревья. Особенностью таких пейзажей является концентрация на одном предмете, который ассоциируется с динамичным широким пространством, способным показать множество нюансов. В его творчестве появился новый жанр – пейзаж с людьми. До этого было два жанра: пейзаж и портрет, изображенные люди играли второстепенную роль. Ма Юань, Три друга зимой

Ка Кэй(яп), Ся-Гуй , Xia Gui, 夏珪 (1195–1224) любил рисовать не горный пейзаж, а равнинные просторы. Эти пейзажи, нарисованные с большим количеством воды в туши, затронули японскую душу и оказали большое влияние на японскую живопись. В эпоху Эдо многие художники копировали его картину «Пейзаж». Ся Гуй, Вид на горы и реки издалека

Моккеи, Му ци, Muqi Fachang, 牧谿 (1210?-1269?). Моккей оставил много шедевров, которые характеризуются не только техникой, но и высокой духовностью. Моккей, Журавль

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2017 All rights reserved